Спрашиваю методистов в Академии педмастерства: вы можете рассказать о методах учителей-новаторов 1970-1980? Современные методисты в Академии пожимают плечами - мол, а чем мы не новаторы? Мы же рассказываем вам о современных приёмах обучения (кластеры, верные и неверные утверждения, толстые и тонкие вопросы, ромашка вопросов Блума, двойной дневник, синквейн, фишбоун, тематический алфавит, дебаты, параллельные тексты, Печа-Куча, французские мастерские и т.д.). Что вам ещё нужно? А мне нужно, чтобы новаторская методика использовалась всеми учителями на всех уроках. Мне нужно, чтобы дети могли получить качественное образование в любой школе и у любого учителя. А у нас как в Древней Греции - учителя со всего мира съезжаются к отдельным учителям и преподавателям. По-прежнему всё решает личность учителя и по прежнему учителя понимает только четверть учеников. Остальные 75% просто присутствуют на уроке. Пусть юбилей В. Шаталова послужит возрождению новаторства в образовании и обучению всех учителей, чтобы они обучали не избранных, у которых и без того много репетиторов дома, а каждого ученика. Мне дети жалуются, что родители просто отмахиваются от просьб растолковать трудную тему ещё раз или проверить сочинение, которое не задавал учитель. Тетради и контрольные почти не проверяются, а уж про работу над ошибками дети никогда не слышали.
Мои дети тоже жалуются, что учителя просто отмахиваются от просьб своих учеников растолковать трудную тему ещё раз или проверить сочинение, которое не задавал учитель (заданные сочинения бегло просматриваются, и подчёркиваются грамматические, речевые и лексические ошибки – дети этих подчёркиваний понять не могут! А в конце сочинения сакраментальное «Так рассуждают дети в 8-9 классах, в 11 классе надо писать умнее»). Тетради и контрольные почти не проверяются, а уж про работу над ошибками дети никогда не слышали. Да, вы абсолютно правы! У Шаталова учились и учатся не только физики и математики, но и историки, и другие предметники - учились вместе с Шаталовым использовать методы Эльконина и Давыдова об изучении материала укрупнёнными блоками и самое главное - учились умению мыслить и применять критическое мышление - с помощью умной системы умных вопросов (метод новатора Е. Ильина). Необходимо внедрять эти методы (у Е. Ильина - вопрос, деталь, приём) в современную школу, чтобы дети не превращались в придаток компьютера и гаджета.