С нами лучше!
Россия К (Культура)


Комментарий
Комментарий от: Гость, от 09-07-2018 17:33,
Посмотрев пешком в Историю Москву Итальянскую подумал: а почему Кремль православные храмы Кремля строили итальянцы-католики, а не православные византийские греки? Которые многими тысячами бежали после захвата "Цареграда" Константинополя турками в православный сосед- Россию. И беженцы эти были образованными людьми: инженерами, архитекторами, врачами, учеными. Куда они подевались? Почему не оставили ни малейшего следа в Москве? Ведь ничто не мешало Великому Московскому Княжеству использовать бежавших в Россию православных Византийцев подобно тому, как захват Афин Римом в 197 году до н.э. преобразовал Рим, сделав культурным центром всего человечества более чем на пятьсот лет.  
 
Почему Москва третий Рим а не четвертые Афины? Что  
сделали с бежавшими в Москву византийцами? Почему они (Софья палеолог не в счет – она бежала очень своеобразно) не оставили никакого следа в Русской истории? Вопрос к историкам. Те, с которыми я только что говорил (весьма уважаемые в сообществе историков и просвещенные люди), ничего вразумительного не сообщили. 
 
Ю.М. станционный смотритель
 
» Ответить на комментарий...
» Посмотреть все ответы - 34

ответы
Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 01:08,
Влияние Византии на культуру Руси: 1 красота византийского богослужения - тождество красоты, истины и божества; 2 символ - связка сакрального и мирского; 3 влияние на музыкальную культуру Др. Руси (церковное пение помогало забыть земные заботы и сконцентрироваться на неземных образах: в Херувимской Песне музыка имеет самодовлеющую роль: парение и трепет; 4 принцип канона - нечто незыблемое, священное; 5 Письменность и книги: Остромирово и Мстисловово Евангелия ( XI, XII вв.); 6.Отсутствие собственной традиции каменно – кирпичной архитектуры и собственных мастеров привело к тому, что строительство в Киеве на ранней его стадии было целиком в руках приезжих греческих зодчих. Тем не менее полного совпадения византийских и киевских построек даже в этот период не наблюдается. На Руси и Византии в это время существовал совершенно иной социальный заказ – вотчинский храм развитого феодального общества в Византии и общегосударственный храм слагающейся феодальной формации на Руси. Разница в заказе вызвала и применение разных типов храма – небольшой трехнефный в Византии и огромный пятинефный с галереями в Киеве. Необходимость иметь в церкви большие по площади хоры (эмпоры) для церемоний княжеского двора вызвала многоглавие, совершенно не применявшееся в эту пору в Константинополе. Отсутствие на Руси мрамора заставило перейти к кирпичным подкупольным столбам, что резко изменило характер интерьера, иные условия привели к созданию иных памятников, даже на самом раннем этапе сложения русского зодчества. А далее постройки возведенные в Киеве послужили базой сложения собственной архитектурной традиции, уже не византийской, а киевской, русской. В тех же случаях, когда приезжавшие позднее греческие зодчие строили здание иного типа, не отвечавшие этой традиции, они уже не оказывали на развитие русской архитектуры никакого влияния. Примером может служить собор Киевского монастыря в Киеве.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 08:35,
Очень хороший вопрос! Благодарю!
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 14:55,
"Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 01:08, 
Влияние Византии на культуру Руси: 1 красота византийского богослужения - тождество красоты, истины и божества; 2 символ - связка сакрального и мирского; 3 влияние на музыкальную культуру Др. Руси (церковное пение помогало забыть земные заботы" и т.д. 
 
Пространна выписка из Википедии, приведенная читателем, не имеет никакого отношения к поставленному вопросу. Такое впечатление, что ее написал тролль, который обязан отпор давать. 
 
Вопрос остается: почему Кремль и православные храмы кремля строили католики-итальянцы, а не православные беженцы от завоеванного турками Константинополя? Имевшие тысячелетнюю традицию инженерии, школ, подобий западных университетов, врачей, науки и технологий? Куда подевались многие тысячи образованных Византийцев, которые как известно бежали в Москву? Почему нет никаких сведений о их жизни и вкладе в жизнь Великого Московского Княжества? Почему наконец москву назвали Третьим Римом а не четвертыми афинами или вторым Константинополем? 
 
Рад услышать ответы историков. От себя же выскажу мало-мальски рациональную гипотезу. Константинополь пал в 1453 году, когда правил отец Ивана Великого Василий Второй, прозванный темным потому что во время пленения угличем ему выкололи глаза. До этого москва четверть века вела войну с Угличем (те кто знают об этой войне России достойны звания Гения в передаче канала). Микроскопическим, который и на карте с лупой с трудом найдешь. Победила с большим трудом. Ко времени падения Константинополя Москва после четвертьвековой войны носила звание Великого Княжества, но, наверно, оправилась не совсем. Это могло быть причиной того, что Византийцы в московии не задержались а направились на запад в Литву и дальше в Европу. 
 
Ответ, конечно, неполон. От турок бежали многи годы (известно в Венеции, куда морем бежали) и ко времени постройки кремля сыном Василия Темного Иваном Великим, конечно, эмиграция образованных Византийцев продолжалась. Если бы граница была на замке (как в СССР) брак Ивана с Софьей Палеолог был бы невозможен. Не использовали потому что не хотели использовать. Не нужны были образованные православные-византийцы московскому княжеству. Однако то, что константинополь пал сразу после того, как Василий Темный одержал победу над князем Юрием и его сыновьями Дмитрием Шемякой и Василием Косым хоть какой то ответ возможно дает.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 14:56,
You've forgotten Feofan Grek (Theophanos The Greek)Among many Byzantine artists who were invited to Russia to decorate churches and paint icons, Theophan Grek (Theophanos the Greek) was by far the most important in the formation of the Novgorod school of iconography. Before he came to Russia he successfully decorated several churches in Constantinople and other cities, including a Greek church in Kaffa, presently Feodosia; this earned him the reputation of being one of the top Byzantine painters. When he reached Novgorod in the late sixties of the 14th century, Theophan was already an accomplished artist who could match in style and class his countrymen who only few decades before had painted the famous frescoes of Misura and the monastery the Peribleptos. It was the novelties of the last remarkable phase of Byzantine art, which coincided with the beginning of the Italian Renaissance, that Theophan brought to Russia. With him came gradual changes in Russian painting; portraiture became more naturalistic, faces and garments softened, fresh combinations of colors were introduced, movements became rhythmic. Theophan was a great master of coloring and knew very well how to produce pleasant and bold effects. His frescos compositions were artistically distributed and each figure he painted received a natural look, strikingly different from the previous ascetic rigidity. He added to his paintings bits of real life and scenes from simple human relations. The passage that he used for background contributed to the reality of the message that his frescoes wanted to transmit. Theophane not only brought to Russia all these novelties of the reborn Byzantine art, but for the more than three decades that he lived in his adopted country, he did much to propagate them, and trained scores of young Russian painters. Under his guidance the final stage of Byzantine art was gradually absorbed, first by Novgorod and then by artists of Moscow. In the process soon new touches were added by Russian artists and distinctive native features started to appear, marking the beginning of the new independent, Russian national art. The Chronicle praised Theophan's work and gave high praise to his talent, calling him "Refined painter," "Famous sage," and "Philosopher. "He indeed was an El Greco, great and with the traditional Greek instinct for beauty, and yet always unpretentious, who enriched art throughout the world more than anybody else. Before he moved to Moscow in 1395, Theophan remained in Novgorod. While living there for over two decades he undoubtedly decorated several churches. The Chronicle explicitly mentioned just one, The Church of Transfiguration, as having been painted by him in 1378, leaving to guesswork who decorated the Church of Fedor Stratilat, which was built in 1360 by the mayor of Novgorod, Semen Andreyevich, and his mother Nathalie. The similarity of the style, composition, and technique, and the fact that both churches were painted in monochrome, red-brownish hues, and that the mayor of the city would most probably look for the best painter to decorate his church, prompted art historians to conclude that the Church of Fedor Stratilat was also painted by Theophan, probably at the time of his arrival in Novgorod in 1370. The frescoes of both churches, in the course of time, were damaged, repainted and white-washed before being discovered, respectively in 1910 and 1912. Their cleaning and restoration was interrupted several times, and neglected before and during the second world war humidity and dampness made more fragments crumble down. Theophane too left his icons unsigned though he must have painted many of them. Russian student-artists soon demonstrated independence as their fellow builders and craftsmen had before them. Their frescoes and particularly the icons showed, already in the 14th century, a substantial departure from the Byzantine school. Gradually experience replaced naivete, composition became more complicated and at he same time well-proportioned and finished, delicacy of lines brought enlightenment and softness to the figures and objects, and, above all, harmony of rich colors gave the new icons the refinement that some of the earlier examples lacked. Russians showed a great amount of passion for the picturesque, with many details borrowed from nature.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 10-07-2018 18:33,
Задать достойный вопрос это много но совсем не всё, а вот получить (как в данном случае ) ответ ,методологически правильно и исчерпывающе построенный, это на много больше чем банальное спасибо-это низкий поклон автору комета за краткость , глубину мысли,знания вопроса. Редко,когда испытываешь такое наслаждение от общения с человеком знающим церковную и архитектурную историю вопроса. СПАСИБО!!!
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 12-07-2018 16:18,
К вышесказанному хочется добавить о влиянии Византии на русскую иконопись. В частности, Феофан Грек был образцом для Андрея Рублева...
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 15-07-2018 16:32,
Спасибо за комментарии. И все же они никак не ответили на вопрос: почему Кремль строили католики, а не православные греки, имевшие опыт архитектуры не меньший, а по архитектурному опыту не уступавшие флорентийцам (см. Святую Софию)? 
 
2 само собой разумеется, через Феофана Грека, великолепно но очень недолго писавшего иконы в Великом Московскоми Княжестве, влияние византийской иконописи на живописцев Московии было. Но кроме иконописцев в России могли бы ведь работать бежавшие от турецкого завоевания Константинополя и просто желавшие работать в братской по духу православной стране архитекторы, врачи, инженеры, философы, преподавателий аналогов западноевропейских гимназий и университетов (распространившихся по европе за 200 лет до этих событий), ученые, фармацеaты, поэты, писатели, историки, переводчики, астрономы... Константинополь был блестящим греческим полисом вплоть до 1453 года. Будь на то воля Ивана Третьего, Московское Княжество могло бы за пару десятилетий стать вровень с Флоренцией и Венецией. А, учитывая фанатизм Сованоролы (разрушившего Флоренцию) и разнузнанность пап, стать культурным и духовным лидером мира уже в 15-ом веке. Почему не было ничего подобного, что должно было бы быть при естественном ходе событий? Вот серьезный кардинальныый вопрос
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 15-07-2018 23:42,
У каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.  
Согласно древней градостроительной традиции, вначале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. Согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне. В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть преемственность. Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 16-07-2018 10:16,
Чем же это землетрясение закончилось? Что произошло после него?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 16-07-2018 15:16,
Russo-Byzantine style was the first phase of Russian architecture (the 11th —16th centuries). It features churches of white stone with cruciform plans and bulbous domes.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 19-07-2018 23:02,
А вот что случилось после 20 мая 1474 года в Москве после землетрясения....Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но ТЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА. Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софии Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик! С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма? Сие есть великая тайна.... Ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом. Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение. Это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила. Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанна III, византийки Софии Палеолог.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 23-07-2018 23:09,
Неужели приглашение итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти как-то может быть связано со второй женой Ивана III Софией Палеолог?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 24-07-2018 12:27,
Поглубже поинтересуйтесь историей и не будете удивляться, почему кремль в Москве строили итальянцы.И по поводу католицизма зря убиваетесь. Ответ на стенах Кремля.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 24-07-2018 13:12,
"А вот что случилось после 20 мая 1474 года в Москве после землетрясения....Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм." 
 
Уважаемый эрудит. Мне кажется просто необходимо продолжить эту дискуссию на страницах прессы. Например журнала Newconcepts.club главным редактором которого я являюсь. Напишите мне yuri.magarshak@gmail.com. 
 
Что до Вашего замечательного комментария, в нем каждая строка взывает к вопросам.  
 
Почему Софья пригласила именно Фьораванти? Почему не византийских мастеров, массами бежавшими в Италию от турок? 
 
Хотела перебросить мост от православия к католицизму? Но это ведь был расцвет итальянского возрождения! Почему только Кремль построили католики-итальянцы? Почему ни в какой другой области искусств никакого влияния Ренессанса - только Кремль? 
 
Что представляла собой Софья Палеолог, если никак не помогла тысячам образованных византийцев построить в Москве четвертые Афины - или второй Константинополь? Почему только такая странность: Кремль Католики, а никакого намека на попытку построить ЦарьГрад в Москве православными византийцами нет? 
 
К сожалению на канале Культура нет сайта для дискуссий и продолжения программ, в том числе с ведущими. Я буду рад предоставить такую возможность интерактивного взаимодействия интеллектуалов, ученых, писателей, филологов, физиков и других эрудитов. Давая свободную трибуну и технологии. Что для культуры России и мира важнее некуда.  
 
С уважением 
Юрий (Борисович) Магаршак
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 24-07-2018 23:54,
Гостю: 23-07-2018 23:09, 
Неужели приглашение итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти как-то может быть связано со второй женой Ивана III Софией Палеолог? 
Не верите? А вот послушайте... В жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал сам римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV. Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. Скорее всего, София тоже перешла в «латинскую веру», как и остальные Палеологи, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что София перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. Венчание происходило не в Успенском соборе. Незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной. Что же произошло?  
Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть? Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи. «Закладной» реликвией стали мощи неправославного святого. Как известно, София привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но мы, к сожалению, не обо всех привезённых ею реликвиях знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак. Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 25-07-2018 09:09,
Как же мощи могут повлиять на тайное имя и на судьбу такого огромного мегаполиса, как Москва???
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 25-07-2018 12:57,
"В жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал сам римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV. " и так далее. 
 
 
Уважаемый эрудированный комментатор. Ваши соображения исключительно интересны. Замечу что Сикст IV был тем самым папой, который дал испанской инквизиции во главе с Торквемадой право автономно решать дела. То есть этот любвеобильный папа был политиком, изменившим весь христианский мир, от католицизма до православия! 
 
Эти вопросы достойны обсуждения так, чтобы его видели тысячи а не несколько человек. Готов помочь каналу культура с созданием соответствующего сайта. Пока же если хотите свяжитесь со мной (эл адрес выше). Такие свободные от политики обсуждения исключительно важны для настоящего и будущего Русской Культуры. С уважением Ю.Б.Магаршак
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 26-07-2018 08:13,
25-07-2018 09:09, 
Как же мощи могут повлиять на тайное имя и на судьбу такого огромного мегаполиса, как Москва???Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского. Кто же такая эта женщина, которая смогла сменить ритм жизни такой великой страны, как Россия? Великая княгиня София (1455–1503) из греческой династии Палеологов была женой Ивана III. Она происходила из рода византийских императоров. Браком с греческой царевной Иван Васильевич подчеркнул связь собственной власти с константинопольской. Когда-то Византия дала Руси христианство. Брак Ивана и Софии замкнул этот исторический круг. Их сын Василий III и его наследники считали себя преемниками греческих императоров. Чтобы передать власть собственному сыну, Софии пришлось вести многолетнюю династическую борьбу. Каково же происхождение Софьи Палеолог?Точная дата рождения Софии Палеолог неизвестна. Она появилась на свет около 1455 года в греческом городе Мистре. Отцом девочки был Фома Палеолог – брат последнего византийского императора Константина XI. Он правил Морейским деспотатом, располагавшимся на полуострове Пелопоннес. Мать Софии, Екатерина Ахайская, являлась дочерью франкского князя Ахеи Чентурионе II (итальянца по происхождению). Католический правитель конфликтовал с Фомой и проиграл ему решающую войну, в результате которой потерял собственные владения. В знак победы, а также присоединения Ахеи греческий деспот и женился на Екатерине. Судьба Софии Палеолог определилась драматическими событиями, случившимися незадолго до ее рождения. В 1453 году турки захватили Константинополь. Это событие стало концом тысячелетней истории Византийской империи. Константинополь находился на перекрестке между Европой и Азией. Заняв город, турки открыли себе путь на Балканы и в Старый Свет в целом. Если османы победили императора, то прочие князьки и вовсе не представляли для них угрозы. Морейский деспотат был захвачен уже в 1460 году. Фома успел забрать свою семью и бежать с Пелопоннеса. Сначала Палеологи попали на Корфу, затем перебрались в Рим. Выбор был логичным. Италия стала новым домом для многих тысяч греков, не пожелавших оставаться в подданстве мусульман. Родители девочки скончались практически одновременно в 1465 году. После их смерти история Софии Палеолог оказалась тесно связанной с историей ее братьев Андрея и Мануила. Малолетних Палеологов приютил папа римский Сикст IV. Для того чтобы заручиться его поддержкой и обеспечить детям спокойное будущее, Фома незадолго до смерти принял католичество, отказавшись от греческой православной веры.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 27-07-2018 06:09,
Правильно ли я поняла, что Фома Палеолог отказался от православной веры и принял католическую веру - вынужденно, чтобы защитить своих детей-сирот и отдать их на попечение папы римского?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 02-08-2018 21:46,
Да, Вы поняли всё верно: Фома Палеолог заботился о судьбах и благополучии детей. Где же обучалась София Палеолог? Обучением Софии занялся греческий ученый и гуманист Виссарион Никейский. Больше всего он был знаменит тем, что стал автором проекта унии католической и православной церквей, заключенной в 1439 году. Почему же воссоединение (уния) было успешным? Дело в том, что Византия пошла на эту сделку, находясь на краю гибели и напрасно надеясь на помощь европейцев. Виссарион получил чин кардинала. Теперь он стал учителем Софии Палеолог и ее братьев. Биография будущей московской великой княжны с ранних лет носила печать греко-римской двойственности, адептом которой был Виссарион Никейский. В Италии при ней всегда находился переводчик. Два профессора учили ее греческому и латинскому языкам. София Палеолог и ее братья содержались за счет Святого Престола. В год папа выдавал им больше 3 тысяч экю. Деньги тратились на прислугу, одежду, врача и т. д. Судьба братьев Софии сложилась прямо противоположным друг от друга образом. Как старший сын Фомы, Андрей считался юридическим наследником всей династии Палеологов. Он пытался продать свой статус нескольким европейским королям, надеясь, что те помогут ему вернуть трон. Крестового похода ожидаемо не произошло. Андрей так и скончался в бедности. Мануил же вернулся на историческую родину. В Константинополе он стал служить турецкому султану Баязиду II, а согласно некоторым источникам, даже принял ислам. Как представительница угасшей императорской династии София Палеолог из Византии была одной из самых завидных невест Европы. Однако ни один из католических монархов, с которыми пытались договориться в Риме, так и не согласился жениться на девушке. Даже слава имени Палеологов не могла затмить опасности, исходившей от османов. В точности известно, что покровители Софии стали сватать ее с кипрским королем Жаком II, однако он ответил твердым отказом. В другой раз уже сам римский понтифик Павел II предложил руку девушки влиятельному итальянскому аристократу Караччоло, но и эта попытка сыграть свадьбу провалилась.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 04-08-2018 10:51,
Ясно, что кипрский король Жак II и итальянский богач Караччоло не захотели жениться на бесприданнице Софии Палеолог.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 09-08-2018 06:55,
А что вы знаете о посольстве к Ивану III? 
В Москве о Софии узнали в 1469 году, когда в российскую столицу прибыл греческий дипломат Юрий Траханиот. Он предложил недавно овдовевшему, но еще совсем молодому Ивану III проект брака с царевной. Римское послание, переданное зарубежным гостем, было составлено папой Павлом II. Понтифик обещал Ивану поддержку, если тот захочет жениться на Софии. Что заставило римскую дипломатию обратиться к московскому великому князю? В XV веке после долгого периода политической раздробленности и монгольского ига Россия вновь объединилась и стала крупнейшей европейской державой. В Старом Свете ходили легенды о богатствах и могуществе Ивана III. В Риме многие влиятельные лица надеялись на помощь великого князя в борьбе христиан против турецкой экспансии. Так или иначе, но Иван III ответил согласием и решил продолжать переговоры. К «римско-византийской» кандидатуре благосклонно отнеслась его мать Мария Ярославна. Иван III, несмотря на свой крутой нрав, побаивался родительницы и всегда прислушивался к ее мнению. В то же время фигура Софии Палеолог, биография которой была связана с латинянами, не понравилась главе русской православной церкви – митрополиту Филиппу. Понимая свое бессилие, он не стал противодействовать московскому государю и дистанцировался от предстоящей свадьбы. Свадьба Московское посольство приехало в Рим в мае 1472 года. Во главе делегации был итальянец Джан Батиста делла Вольпе, в России известный как Иван Фрязин. Послов встретил папа Сикст IV, незадолго до того сменивший скончавшегося Павла II. В знак признательности за оказанное гостеприимство понтифик получил в дар большое количество собольего меха. Прошла всего неделя, и в главном римском соборе святого Петра прошла торжественная церемония, на которой София Палеолог и Иван III заочно обручились. В роли жениха пребывал Вольпе. Готовясь к важному событию, посол допустил серьезную оплошность. Католический обряд требовал использования обручальных колец, но Вольпе не подготовил их. Скандал замяли. Все влиятельные организаторы помолвки хотели благополучно завершить ее и закрыли глаза на формальности. Летом 1472 года София Палеолог вместе с собственной свитой, папским легатом и московскими послами отправилась в далекий путь. На прощание она встретилась с понтификом, давшим невесте свое финальное благословение. Из нескольких маршрутов спутники Софии избрали путь через Северную Европу и Балтию. Греческая царевна пересекла весь Старый Свет, приехав из Рима в Любек. София Палеолог из Византии достойно терпела тяготы дальней дороги – подобные путешествия были ей не впервой. По настоянию папы все католические города организовывали посольству радушный прием. Морем девушка добралась до Таллина. Далее последовали Юрьев, Псков, а за ним и Новгород. София Палеолог, реконструкция внешности которой была проведена специалистами в XX веке, удивляла россиян своей чужеземной южной внешностью и незнакомыми привычками. Всюду будущую великую княгиню встречали с хлебом и солью. 12 ноября 1472 года принцесса София Палеолог прибыла в долгожданную Москву. Церемония венчания с Иваном III прошла в тот же день. У спешки была объяснимая причина.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 11-08-2018 00:26,
Почему же церемония венчания Ивана III и Софии Палеолог произошла так спешно - в день её прибытия из Рима в Москву - 12 ноября 1472 года ?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 12-08-2018 11:58,
Приезд Софьи совпал с празднованием дня памяти Иоанна Златоуста – святого покровителя великого князя. Так московский государь отдал свой брак под небесное покровительство. Для православной церкви тот факт, что София – вторая жена Ивана III, был предосудительным. Священник, который венчал бы подобный брак, должен был рисковать своей репутацией. Кроме того, отношение к невесте как к чужой латинянке закрепилось в консервативных кругах с самого ее появления в Москве. Именно поэтому митрополит Филипп уклонился от обязанности провести венчание. Вместо него церемонией руководил протопоп Коломны Осия. София Палеолог, вероисповедание которой оставалось православным даже во время пребывания в Риме, тем не менее приехала с папским легатом. Этот посланец, путешествуя по российским дорогам, демонстративно вез перед собой большое католическое распятие. Под давлением митрополита Филиппа Иван Васильевич дал понять легату, что не собирается терпеть подобное поведение, смущающее его православных подданных. Конфликт был исчерпан, однако «римская слава» преследовала Софию до конца ее дней.  
В чём же историческая роль Софии Палеолог? 
Вместе с Софией в Россию приехала ее греческая свита. Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 14-08-2018 13:28,
Если Иван III с такой надеждой смотрел на Византийское наследие, то хотел ли он, чтобы София Палеолог и её греческая свита (с большим количеством греческих мастеров, архитекторов, учёных) усилили Византийское влияние на Русь через возрождение греко-византийской культуры на русской, московской почве?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 15-08-2018 09:17,
Как София Палеолог и её свита усилили Византийское влияние на Русь через возрождение греко-византийской культуры на русской, московской почве?Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя. Что сделала для России София Палеолог? Она открыла ее для европейцев. В Московию ехали не только греки, но и итальянцы. Особенно ценились мастера и ученые люди. Иван III опекал итальянских архитекторов (например, Аристотеля Фиораванти), построивших в Москве большое количество шедевров зодчества. Для самой Софии были выстроены отдельный двор и хоромы. Они сгорели в 1493 году во время страшного пожара. Вместе с ними была утрачена сокровищница великой княгини. Что же происходило в дни стояния на Угре? 
В 1480 году Иван III пошел на обострение конфликта с татарским ханом Ахматом. Результат этого конфликта известен – после бескровного стояния на Угре Орда покинула пределы России и больше никогда не требовала от нее дани. Ивану Васильевичу удалось сбросить многолетнее иго. Однако до того, как Ахмат с позором покинул владения московского князя, ситуация казалась неопределенной. Боясь нападения на столицу, Иван III организовал отъезд Софьи с их детьми на Белое озеро. Вместе с женой находилась великокняжеская казна. Если бы Ахмат захватил Москву, она должна была бежать дальше на север поближе к морю. Решение об эвакуации, которое приняли Иван III и София Палеолог, вызвало возмущение в народе. Москвичи с удовольствием стали вспоминать «римское» происхождение княгини. Саркастические описания бегства государыни на север сохранились в некоторых летописях, например в Ростовском своде. Тем не менее, все укоры современников сразу же забылись после того, как в Москву пришла новость о том, что Ахмат со своей армией решил отступить от Угры и вернуться в степи. София из рода Палеологов приехала в Москву месяц спустя. Как же была решена проблема наследника? 
У Ивана и Софии было 12 детей. Половина из них умерли в детстве или младенчестве. Остальные выросшие дети Софии Палеолог также оставили после себя потомство, однако ветвь Рюриковичей, начавшаяся от брака Ивана и греческой царевны, угасла приблизительно в середине XVII столетия. У великого князя был в том числе и сын от первого брака с тверской княжной. Названный в честь отца, он запомнился как Иван Младой. По закону старшинства именно этот княжич должен был стать наследником московской державы. Разумеется, такой вариант развития событий не нравился Софии, желавшей, чтобы власть перешла к ее сыну Василию.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 18-08-2018 18:20,
Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Ему хотелось укрепить Византийское влияние на Руси. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя. Что сделала для России София Палеолог? Она открыла ее для европейцев. В Московию ехали не только греки, но и итальянцы. Особенно ценились мастера и ученые люди. Иван III опекал итальянских архитекторов (например, Аристотеля Фиораванти), построивших в Москве большое количество шедевров зодчества. Для самой Софии были выстроены отдельный двор и хоромы. Они сгорели в 1493 году во время страшного пожара. Вместе с ними была утрачена сокровищница великой княгини. Чем же закончились дни стояния на Угре? 
В 1480 году Иван III пошел на обострение конфликта с татарским ханом Ахматом. Результат этого конфликта известен – после бескровного стояния на Угре Орда покинула пределы России и больше никогда не требовала от нее дани. Ивану Васильевичу удалось сбросить многолетнее иго. Однако до того, как Ахмат с позором покинул владения московского князя, ситуация казалась неопределенной. Боясь нападения на столицу, Иван III организовал отъезд Софьи с их детьми на Белое озеро. Вместе с женой находилась великокняжеская казна. Если бы Ахмат захватил Москву, она должна была бежать дальше на север поближе к морю. Решение об эвакуации, которое приняли Иван 3 и София Палеолог, вызвало возмущение в народе. Москвичи с удовольствием стали вспоминать «римское» происхождение княгини. Саркастические описания бегства государыни на север сохранились в некоторых летописях, например в Ростовском своде. Тем не менее, все укоры современников сразу же забылись после того, как в Москву пришла новость о том, что Ахмат со своей армией решил отступить от Угры и вернуться в степи. София из рода Палеологов приехала в Москву месяц спустя. Как же была решена проблема наследника? 
У Ивана и Софии было 12 детей. Половина из них умерли в детстве или младенчестве. Остальные выросшие дети Софии Палеолог также оставили после себя потомство, однако ветвь Рюриковичей, начавшаяся от брака Ивана и греческой царевны, угасла приблизительно в середине XVII столетия. У великого князя был в том числе и сын от первого брака с тверской княжной. Названный в честь отца, он запомнился как Иван Младой. По закону старшинства именно этот княжич должен был стать наследником московской державы. Разумеется, такой вариант развития событий не нравился Софии, желавшей, чтобы власть перешла к ее сыну Василию. Вокруг нее сформировалась верная группировка придворной знати, поддержавшая притязания княгини. Однако до поры до времени она никак не могла повлиять на династический вопрос.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 19-08-2018 11:40,
Почему же София Палеолог не могла повлиять на династический вопрос? Для неё это было очень важно...
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 21-08-2018 21:57,
Действительно, для Софии Палеолог династический вопрос был необычайно важен. С 1477 года Иван Младой считался соправителем отца. Он участвовал в стоянии на Угре и постепенно учился княжеским обязанностям. На протяжении многих лет положение Ивана Младого как законного наследника было неоспоримым. Однако в 1490 году он заболел подагрой. Лекарства от «ломоты в ногах» не было. Тогда из Венеции был выписан итальянский врач Мистр Леон. Он взялся вылечить наследника и поручился за успех собственной головой. Леон пользовался довольно странными методами. Он давал Ивану некое зелье и жег ему ноги раскаленными стеклянными сосудами. От лечения недуг только усилился. В 1490 году Иван Младой умер в страшных муках в возрасте 32 лет. В гневе муж Софии Палеолог заключил венецианца в темницу, а через несколько недель и вовсе прилюдно казнил. Конфликт с Еленой Смерть Ивана Младого ненамного приблизила Софию к исполнению ее мечты. Умерший наследник был женат на дочери молдавского государя Елене Стефановне и имел сына Дмитрия. Теперь Иван III оказался перед сложным выбором. С одной стороны, у него был внук Дмитрий, а с другой – сын от Софии, Василий. На протяжении нескольких лет великий князь продолжал колебаться. Бояре вновь раскололись. Одни поддерживали Елену, другие – Софию. У первой сторонников было значительно больше. Многим влиятельным русским аристократам и вельможам не нравилась история Софии Палеолог. Некоторые продолжали укорять ее за связанное с Римом прошлое. Кроме того, София сама старалась окружать себя родными греками, что не шло на пользу ее популярности. На стороне Елены и ее сына Дмитрия была добрая память об Иване Младом. Сторонники Василия сопротивлялись: по матери тот был потомком византийских императоров! Елена и София стоили друг друга. Обе они отличались честолюбием и хитростью. Хотя женщины соблюдали дворцовую пристойность, их обоюдная ненависть друг к другу не была секретом для княжеского окружения. Опала В 1497 году Ивану III стало известно о готовившемся за его спиной заговоре. Юный Василий попал под влияние нескольких неосторожных бояр. Среди них выделялся Федор Стромилов. Этот дьяк смог уверить Василия, что Иван уже собрался официально объявить своим наследником Дмитрия. Безрассудные бояре предложили избавиться от конкурента или захватить в Вологде государеву казну. Количество вовлеченных в затею единомышленников продолжало расти, пока о заговоре не узнал сам Иван III. Как всегда, страшный в гневе великий князь приказал казнить основных знатных заговорщиков, в том числе и дьяка Стромилова. Василий избежал темницы, однако к нему была приставлена стража. В опалу попала и София. До мужа дошли слухи, что она водит к себе мнимых колдуний и пытается получить зелье, чтобы отравить Елену или Дмитрия. Этих женщин нашли и утопили в реке. Государь запретил супруге попадаться ему на глаза. В довершение Иван действительно объявил пятнадцатилетнего внука своим официальным наследником.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 22-08-2018 14:15,
Если внук Ивана III - официальный наследник, то почему же он не стал царём?
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 28-08-2018 09:17,
Неужели борьба за наследство продолжалась так долго и упорно? Представьте себе, да! 
В феврале 1498 года в Москве прошли торжества по случаю коронации юного Дмитрия. На церемонии в Успенском соборе присутствовали все бояре и члены великокняжеской семьи за исключением Василия и Софии. Опальных родственников великого князя на коронацию демонстративно не пригласили. На Дмитрия надели Шапку Мономаха, а Иван III устроил в честь внука грандиозный пир. Партия Елены могла торжествовать – это был ее долгожданный триумф. Однако даже сторонники Дмитрия и его матери не могли чувствовать себя слишком уверенно. Иван III всегда отличался импульсивностью. Из-за крутого нрава он мог ввергнуть в опалу кого угодно, в том числе и жену, однако ничто не гарантировало, что великий князь не изменит своих предпочтений. После коронации Дмитрия прошел год. Неожиданно к Софии и ее старшему сыну вернулась милость государя. В летописях нет свидетельств, говорящих о причинах, побудивших Ивана примириться с супругой. Так или иначе, но великий князь приказал пересмотреть дело против жены. При повторном расследовании открылись новые обстоятельства придворной борьбы. Некоторые доносы на Софию и Василия оказались лживыми. Государь обвинил в клевете самых влиятельных заступников Елены и Дмитрия – князей Ивана Патрикеева и Симеона Ряполовского. Первый из них был главным военным советником московского правителя на протяжении более чем тридцати лет. Отец Ряполовского защищал Ивана Васильевича в детстве, когда ему грозила опасность со стороны Дмитрия Шемяки во время последней русской междоусобной войны. Эти великие заслуги вельмож и их семей не спасли их. Спустя шесть недель после боярской опалы уже вернувший благосклонность к Софии Иван объявил их сына Василия новгородским и псковским князем. Дмитрий все еще считался наследником, но члены двора, чувствуя перемену настроения государя, стали покидать Елену и ее ребенка. Боясь повторить судьбу Патрикеева и Ряполовского, прочие аристократы начали демонстрировать лояльность Софии и Василию.  
Триумф и смерть 
Прошло еще три года, и наконец, в 1502 году борьба Софии и Елены завершилась падением последней. Иван приказал приставить к Дмитрию и его матери стражу, затем отправил их в темницу и официально лишил внука великокняжеского достоинства. Тогда же государь объявил своим наследником...
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 28-08-2018 22:24,
Кого? Кого же царь Иван III объявил своим наследником в 1502 году? Почему он отменил свой предыдущий официальный указ о своём наследнике???
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 30-08-2018 18:46,
Тогда же государь объявил своим наследником Василия. София торжествовала. Ни один боярин не посмел перечить решению великого князя, хотя многие продолжали сочувственно относиться к восемнадцатилетнему Дмитрию. Ивана не остановила даже ссора с его верным и важным союзником – отцом Елены и молдавским правителем Стефаном, возненавидевшим хозяина Кремля за страдания дочери и внука. Софии Палеолог, биография которой представляла собой череду взлетов и падений, удалось добиться главной цели своей жизни незадолго до собственной кончины. Она умерла в возрасте 48 лет 7 апреля 1503 года. Великую княгиню похоронили в саркофаге из белого камня, помещенном в усыпальницу Вознесенского собора. Могила Софии оказалась рядом с могилой первой супруги Ивана, Марии Борисовны. В 1929 году большевики разрушили Вознесенский собор, а останки великой княгини перенесли в Архангельский собор. Для Ивана кончина супруги стала сильным ударом. Ему было уже за 60. В трауре великий князь посетил несколько православных обителей, где усердно предавался молитвам. Последние годы совместной жизни омрачились опалой и взаимными подозрениями супругов. Тем не менее, Иван III всегда ценил ум Софии и ее помощь в государственных делах. После потери супруги великий князь, чувствуя близость собственной смерти, составил завещание. Права Василия на власть были подтверждены. Иван последовал за Софией в 1505 году, скончавшись в возрасте 65 лет. Когда в 1533 году умирал московский государь Василий III (отец Ивана Грозного), окружающие увидели, как с последним вздохом «дух его отошед, аки дымец малый». То есть они успели заметить некое облачко, отлетевшее от уст умирающего Василия.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 30-08-2018 21:58,
Ассоциация экскурсоводов г. Москвы выносит благодарность авторам комментариев, относящихся к истории Кремля и его соборов. Большое спасибо.
 
» Ответить на комментарий...


 

Навигация
Все онлайн тв каналы
Архивы
Телепрограмма
Выбрать телеканал





Рейтинг@Mail.ru