С нами лучше!
Россия К (Культура)


Комментарий
Комментарий от: Гость, от 06-12-2017 15:52,
Передача "Агора" от 2.11.2017. стала значительным явлением в работе канала "Культура". Давно хотелось осмыслить значение интеллигенции во всемирной истории, и в русской истории в частности. Как будет развиваться интеллигенция в будущем? Важно ответить на этот вопрос, потому что наука и образование идут рука об руку: одни создают новые идеи и смыслы, а другие претворяют их в жизнь и пользуются этими достижениями в производстве, с/х и в быту.Константин Юрьевич Богомолов - российский театральный режиссёр. Считает, что интеллигенция – класс людей, которые формулируют новые ценности в новых обстоятельствах. Этот класс идеологов оказался ненужным власти большевиков, интеллигенцию выдворили из России в сентябре 1922 года. В.И. Ленин из Горок, будучи после инсульта тяжело больным, зорко следил за ходом операции и давал указания об ускорении акции. 
Проф. Давыдов Михаил Абрамович — выдающийся российский историк, профессор Школы исторических наук Высшей школы экономики говорит, что в третьей декаде сентября за границу поездом в Ригу выехали высланные с семьями А.В. Пешехонов, П.А. Сорокин, И.П. Матвеев, А.И. Сигирский и др. Вслед за ними тем же железнодорожным транспортом, но уже в Берлин отправились Ф.А. Степун, Н.И. Любимов и др. Две партии выслали на зафрахтованных у немцев пароходах "Обербургомистр Хакен", первый рейс из Петрограда в Штеттин (ныне Щецин) 29 - 30 сентября, и "Пруссия", второй рейс 16 - 17 ноября. На первом пароходе из страны выехали более 30 (с семьями около 70 человек) московских и казанских интеллигентов, в том числе Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Е. Трубецкой, П.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, А.А. Кизеветтер, М.А. Осоргин, М.М. Новиков, А.И. Угримов, В.В. Зворыкин, Н.А. Цветков, И.Ю. Баккал и др. На втором - 17 (с семьями - 44 человека) петроградских профессоров и деятелей науки и культуры, в том числе Л.П. Карсавин и Н.О. Лосский. Как вспоминал последний, "на пароходе ехал с нами сначала отряд чекистов. Поэтому мы были осторожны и не выражали своих чувств и мыслей. Только после Кронштадта пароход остановился, чекисты сели в лодку и уехали. Тогда мы почувствовали себя более свободными. Однако угнетение от пятилетней жизни под бесчеловечным режимом большевиков было так велико, что месяца два, живя за границею, мы еще рассказывали об этом режиме и выражали свои чувства, оглядываясь по сторонам, как будто чего-то опасаясь". 
Высылаемым разрешалось взять: одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, если не ошибаюсь, по 20 долларов на человека; но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь. Коммунистическая власть выдворяла из страны людей, составлявших цвет нации, без всяких средств к существованию. 
Что касается представителей украинской интеллигенции, то небольшая их часть была также выслана за границу в сентябре - октябре 1922 г. Однако после получения информации о радушном приеме, который встречают "украинцы-профессора со стороны чехословацкого правительства", охотно предоставлявшего "им кафедры в Пражском университете и в особенности в открытом для украинской эмиграции Украинском университете", Политбюро КП(б)У решило обратиться в Политбюро РКП(б) с предложением о пересмотре его постановления о высылке за рубеж украинской профессуры. Кроме того, этим постановлением высылались в основном профессора, преподававшие на русском языке, что означало "выпирание русской культуры". После долгих неоднократных обсуждений вопроса в январе 1923 г. Политбюро ЦК РКП(б) согласилось с предложением руководителей коммунистической партии Украины заменить оставшимся высылку за границу ссылкой в отдаленные губернии РСФСР. Определяющим мотивом такой замены послужила политическая выгода - нежелание укрепить за счет эмигрантов украинское националистическое движение. 
Высылка инакомыслящей интеллигенции в качестве репрессивной меры использовалась властью и в дальнейшем. Так, в начале 1923 г. за рубеж были высланы известный кооператор Б.Р. Фромметт, ученый-философ и религиозный деятель С.Н. Булгаков, некоторые другие. Но это уже была не масштабная операция лета и осени 1922 г., когда, по неполным данным (детальное исследование вопроса еще не проведено и точное число высланных неизвестно), высылке за рубеж и в отдаленные местности России подверглись около 200 видных представителей отечественной интеллигенции. По оценке зарубежных историков, за пределами родины оказались более 500 ученых. 
К удивлению Политбюро, некоторые правительственные учреждения снабжали административно-высылаемых мандатами на их представительство за границей. Чтобы воспрепятствовать "антисоветски настроенным интеллигентам" исполнять эти функции, ЦК РКП(б) по предложению В.И. Л
 
» Ответить на комментарий...
» Посмотреть все ответы - 6

ответы
Комментарий от: Гость, от 07-12-2017 18:14,
Боже! Какой интересный комментарий! Как бы хотелось дочитать его до конца. Действительно, иногда осмысление передачи бывает намного интереснее самой передачи. Пожалуйста, продолжайте, прошу Вас!
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 07-12-2017 20:16,
Интеллигенция всегда была под пристальным контролем власти.К удивлению Политбюро, некоторые правительственные учреждения снабжали административно-высылаемых мандатами на их представительство за границей. Чтобы воспрепятствовать "антисоветски настроенным интеллигентам" исполнять эти функции, ЦК РКП(б) по предложению В.И. Ленина принял ряд соответствующих постановлений. 
Российская интеллигенция после Гражданской войны в массе своей была лояльна власти. Однако большевикам было мало одной только лояльности, т. е. мало признания советской власти как факта и силы; они требуют еще и внутреннего приятия себя, т. е. признания себя и своей власти за истину и добро, на что старые русские интеллигенты согласиться не могли. Большевикам для дальнейших экспериментов в стране необходимо было уничтожить внутреннее сопротивление, что, как они считали, успешно и провели за три недели августа - сентября 1922 г. Инакомыслящая часть русской интеллигенции была выдворена или отправлена в ссылку. Для оставшихся все только начиналось. 
Депутат Гос. Думы Елена Александровна Ямпольская уверена, что сейчас интеллигенцию усмиряют другими способами: сами граждане через форумы в сетях Интернета затыкают друг друга – они ненавидят именно вашу точку зрения, хотя сами ничего не понимают, не вникают в тонкости, не желают дочитать твоё мнение до конца. Нас учили, что интеллигент всегда должен быть против власти. И вместе с тем, интеллигент тот, кто понимает, что жизнь многообразна и многопланова, необходимо двигаться по ней новым образом, отходя от догм и косности. 
Дмитрий Львович Быков говорит, что до революции интеллигенция шла в народ и в этом видела свою миссию: старые интеллигенты считали, что врач или агроном более ценны, чем социалисты.  
Михаил Швыдкой: «Я снимаю с себя высокое звание интеллигента. Мои собеседники иногда говорят: я не интеллигент, я дворянин. У дворян была честь – Герцен, Огарёв, Ленин. Интеллигенты зациклены на освободительной идеологии, и они приближали революцию. У интеллигентов самое ценное – новое добытое ими знание и совесть; дореволюционные интеллигенты – это разночинцы, увлечённые теорией «малых дел», хотели помочь крестьянам книгами, школами, медициной, агрономией. 
Д.Л. Быков: После высылки оппозиционной интеллигенции в 1922 году лояльная интеллигенция стала советской интеллигенцией, которую после краха 1985 года сменила постсоветская интеллигенция. Теперь с помощью Википедии, телевидения и социальных сетей в Интернете интеллигенция слилась с народом, и все граждане стали выражать своё мнение, заглушая друг друга, манипулируя друг другом. Интеллектуальная мысль остановилась, пустые дебаты на форумах – съездах и на форумах в сетях повторяют заученные мантры, чем останавливают развитие общества. С интеллигенцией случилось то же, что и со всем советским народом, что и с народом Друвнего Рима в 5 веке н.э.: он перестал существовать, перешёл в другое качество – перестал мыслить и производить интеллектульный продукт. В 1970-е годы народ обзавёлся своим фольклором: песни В. Высоцкого, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Галича, Б. Гребенщикова ушли в народ – люди с удовольствием слушали и пели эти песни. Любой слесарь-инструментальщик в 1975 году был умнее и начитаннее многих наших нынешних профессоров, которых нельзя отнести к интеллигенции. Интеллигенция растворилась в народе. То, что было функцией интеллектуальной элиты, стало функцией массы. Была пословица: попе слова не давай, но сегодня она получила слово, говорит громче, чем все другие органы, и никакой катастрофы в этом нет. Толпа не может вербализовать современные вызовы и проблемы и эффективные способы их решения. Демотиватор - это сегодня главный жанр и главная цель политики. Нужна не жандармская цензура, а цензура экспертного сообщества – профессионалов своего дела. После катастрофы 1985 года (крупнейшая геополитическая катастрофа 20 века – крушение советского социума и гибель СССР) постепенно нарастает новый народ, и в нём нарастает своя интеллигенция, не просто владеющая информационными технологиями и основами цифровой экономики, а понимающая тенденции развития общества и своей отрасли хозяйства. Сейчас культура отброшена назад на 30 лет, как это было в 1920-е годы по сравнению с Серебряным веком (как Б.А. Пильняк по сравнению с А. Белым). И мы этого уровня А. Тарковского, бр. Стругацких, А.И. Солженицына, дай Бог, достигнем через 20 лет. Советская власть сформировала великий образовательный проект, который вывел СССР на мировой уровень. Появились дети и внуки тех, то испытал облучение от краха страны. Сейчас дети замечательные, начитанные, способные, но, как всегда, их гонят в топку 3 Мировой войны. Мир должен включить инстинкт самосохранения. В топке 1 Мировой войны выбито поколение 1910-х годов, в топке 2 Мировой войны выбито поколение 1930-х годов. Сейчас нам позарез нужна интеллигенция, которая может оперативно решать неотложные вызовы времени. 
Константин Богомолов: Я не понимаю странного желания светского жречества – быть посреднико
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 07-12-2017 21:30,
Спасибо! Ваш коментарий мне открыл глаза на те идеи, которые были озвучены на передаче "Агора" - озвучены, но понять их так быстро я просто не умею, а теперь я могу и на своих уроках детям поведать об этих трагических страницах русской истории. В нашем пединституте им Герцена об этом почему-то никогда не говорили, а сидеть в библиотеке было некогда. Но теперь, прочитав Ваш коментарий, обязательно дойду до библиотеки и почитаю по этой теме всю существующую литературу! Пожалуйста, напишите продолжение Вашего коментария.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 07-12-2017 22:24,
2"М" в слове комментарий,а с детьми работаете.И правда тогда,когда перед Вами будет документ,а не писанина.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 08-12-2017 09:24,
Константин Богомолов: Я не понимаю странного желания светского жречества – быть посредником между простым народом и какими-то высшими ценностями. Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избрани к назывался бард. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу. Ни С.С. Аверинцев, ни Вс. Иванов про себя никогда не сказали бы: я интеллигент, потому что это какая-то странная претензия сказать – я верховный жрец, я посредник-медиум, тот, кто обладает тайным знанием. Знания, почерпнутые в Википедии, не обладают сакральным смыслом и воздействием на умы – всё, что в открытом доступе, не внушает трепета и веры. Это просто инструмент. Гораздо важнее для воспитания интеллектуальной элиты – оцифрованные библиотеки, к которым доступ не такой простой, требует сложных навыков. А простота доступа к оценкам чужих мнений и своим высказываниям рождает иллюзию вербальной власти над людьми, а на самом деле – это огромный выхлоп агрессии и невежества, ничего хорошего в этом нет. 
Проф. М.А. Давыдов: Интеллигенция выступает посредником тогда, когда может достичь нового уровня понимания событий и явлений. Возникает необходимость передать это знание обществу. 
Елена Ямпольская: Уверена, что скоро роботы заменят тех, кто умеет только повторять заученные идеологические или религиозные мантры, кто не может выдвинуть ничего нового, неожиданного. 
Эдуард Лимонов: Вы все маленькие историки, маленькие поэты и театральные критики, а я большой писатель и поэтому, подобно великим интеллигентам Сталину и Ришелье, тоже великий интеллигент. 
К. Богомолов: Я интеллигентно промолчу. 
М. Швыдкой: А как быть с совестью? Интеллигенты – люди совестливые. Совесть входит в их сложносоставность. 
Проф. М.А. Давыдов: Вольнолюбцы всегда готовы повелевать, а интеллигенты готовы ползать и преклоняться ради выполнения важных госзаказов, дающих богатство и вес в обществе. Это диагноз русского общества на 150 лет вперёд – до 2167 года. 155 лет назад родился П.А. Столыпин, и 106 лет назад его убили. Л. Троцкий говорил, что общество за 100 лет изменилось мало, потому что всегда было больным до революции. Кадеты не захотели мириться с царём, хотя он впервые сам приехал в Думу. Это и привело к революции и к тому, что кадеты влились в советскую интеллигенцию, которая в 1985 г. мутировала в постсоветскую интеллигенцию. 
М. Швыдкой: К интеллигенции власть всегда относилась с предубеждением, потому что по природе своей она враждебна власти. 
Э. Лимонов: Идеи интеллигенции разрушительны, потому что они хотят разрушить этот мир насилия и заманить народ в другой мир, якобы справедливый. 
Елена Ямпольская: Власть должна уметь грамотно, компетентно говорить с интеллигенцией, тогда не будет кровавых революций с последующим террором и насилием, но общество будет развиваться через реформы. 
Дмитрий Быков: Интеллигенция враждебна только той власти, которая претендует на тотальность, устанавливает монополию на истину, боится развития, цепляется за нынешний комфорт и существующие потоки распределения ресурсов. Интеллигенты – разведчики будущего. Естественно, с разведчиками принято бороться, если ты хочешь сохранить всё как есть. 
Проф. М.А. Давыдов: Русская история показывает, что успехи правительства наибольшие тогда, когда правительство выступает в союзе с лучшими силами страны и эти силы поддерживают власть. Это правление Екатерины II, светлые моменты правления Александра I, начало правления Александра II. При Александре III – дегенерация власти, которая привела к её отрицанию и уничтожению. 
Ю. Кублановский: Интеллигенция существовала всегда, и сейчас она претерпевает большие изменения, по сравнению с той, которая была в 19 веке. Она становится здорова; испытания 1990-х годов её закалили. Те, кто остался в своей профессии, вышли на новый уровень и сейчас могут быть очень полезны обществу знаниями и умениями в цифровой экономике. Интеллигенция – это образованный класс. В этом смысл её существования: копить, хранить и использования знание для изменения мира и прогресса в технологиях.  
Дмитрий Быков: Интеллигенция не берётся за безнадёжные дела. 
М. Швыдкой: Интеллигенция – это то движение, в котором нуждается сегодня страна. Она вырастит новую интеллигенцию, которая будет не хуже той, которой гордились в 19 и 20 веках.
 
» Ответить на комментарий...

Комментарий от: Гость, от 08-12-2017 21:38,
Ответ Гостю от 07-12-2017 22:24, 
"2"М" в слове комментарий,а с детьми работаете.И правда тогда,когда перед Вами будет документ,а не писанина". 
Наверное, Вы работаете архивариусом, поскольку хорошо разбираетесь в документах, хранящих правду времени. Спасибо за подсказку - теперь буду писать слово "коММентарий" с двумя буквами "М". Вопрос на засыпку: "А знаете ли Вы этимологию этого слова?" Известно, что именно этимология помогает понять орфографию. Наверное, Вам учителя не говорили, что слово "комментарий" происходит от латинского commentarius «заметки, записки; комментарий, толкование», от глагола commentari «обдумывать», далее из comminisci «вспоминать; выдумывать», далее из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе». + memini «помнить», из праиндоевропейского *men- «думать, помнить». Не от этого ли слова появилось слово man - men (думающий, помнящий, выдумывающий, изобретающий). Будьте честны до конца: Вы не знали этимологию слова "комментарий". А между тем, когда учителя русского языка приходят на курсы повышения квалификации, то они пишут простой диктант для 9 класса. Так вот, из 110 человек на "четвёрку" его написали 8 учителей, 15 учителей получили "3". Остальные схлопотали двойки. А между тем, среди двоечников было много учителей, которым присвоена высшая квалификационная категория! Думается, экзамен по русскому языку обязаны сдавать не только абитуриенты, поступающие в вузы, но и выпускники всех вузов - перед получением дипломов. Хочешь диплом российского вуза - напиши диктант по русскому языку хотя бы на "3".
 
» Ответить на комментарий...


 

Навигация
Все онлайн тв каналы
Архивы
Телепрограмма
Выбрать телеканал





Рейтинг@Mail.ru